ru by ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ГЛАВНАЯ

Аграрный колледж УО ВГАВМ

Анализ работы колледжа по реализации единой методической цели.

Цели, задачи, направления работы над методической темой колледжа на 2023/2024 учебный год

 

В текущем учебном году методическая работа осуществлялась в соответствии с планом работы колледжа на 2022/2023 учебный год, на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актуальных нормативных правовых документов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, а также внутренних положений и инструкций, утвержденных директором колледжа. При планировании работы учитываются запросы педагогов с учетом их профессиональных затруднений. Главное – оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства. В 2022/2023 учебном году педагогический коллектив продолжил работу над единой методической темой: «Синтез современной дидактики и информационных ресурсов как условие повышения качества подготовки специалистов». Цель реализации методической темы в 2022/2023 учебном году: обеспечение условий, способствующих системной деятельности по внедрению в практику изученных форм, методов и приемов работы с учащимися, работа с информационными ресурсами. Для реализации цели решались задачи: разработка и совершенствование УМК, в том числе электронных, по учебным предметам в соответствии с новыми требованиями; формирование информационно-методического фонда разработок по теме колледжа; организация образовательного процесса с использованием изученных форм и методов работы по повышению качества подготовки специалистов; участие в научно-исследовательской работе по изучаемой методической теме и др. Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет – коллегиальный действенный орган, деятельность которого направлена на совершенствование образовательного процесса и решение вопросов образовательной деятельности. Если отойти от шаблонных и официальных формулировок, педсовет – это собрание, в ходе которого можно получить совет, реальную, практическую помощь. В 2022/2023 учебном году запланировано и проведено 5 педагогических советов, направленных на реализацию поставленных задач и взаимосвязанных с методической темой колледжа. Тематика их разнообразна и охватывает основные направления образовательного процесса. Эффективно, с практической результативностью проведены педсоветы по следующей тематике: «Качество образования как основной показатель работы колледжа и компетентности выпускников с учетом потребностей рынка труда и экономики региона»; «Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида»; «От совершенствования системы внутриколледжного контроля – к совершенствованию качества образования»; «Результаты образовательного процесса как фактор формирования основных задач для дальнейшей деятельности (итоги работы педагогического коллектива за 1-е полугодие)»; «Условия повышения эффективности подготовки современного специалиста, владеющего общими и профессиональными компетенциями, как один из факторов успешного трудоустройства» Таким образом, деятельность педагогического совета позволяет на практике реализовать признаки единоначалия в сочетании с демократизацией управления колледжем. Координирующим центром научно-методической работы являются цикловые комиссии, работа которых позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального образовательного процесса. Содержанием деятельности цикловых комиссий является создание благоприятных условий для непрерывного образования ее членов, повышения их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого педагога. Грамотное, эффективное методическое сопровождение деятельности цикловых комиссий со стороны председателей Кочетковой Т.И., Малютиной О.Н., Хмурович А.В. обеспечивает профессиональный рост и совершенствование мастерства педагогов по всем показателям их деятельности. Каждый преподаватель цикловой комиссии ведет кропотливую работу по комплексному методическому обеспечению преподаваемого учебного предмета, в которое включены тематические планы, методические разработки и указания для проведения практических и лабораторных занятий, курсы лекций, подборка дидактического материала по темам и разделам, схемы-конспекты, технологические карты, тесты, разноуровневые задания для тематических и обязательных контрольных работ. Преподаватели работают над модернизацией поурочных планов, комплексов для поддержки самостоятельной работы учащихся. В учебных кабинетах и лабораториях имеются информационные стенды «Методический уголок», «Для вас, учащиеся!» и другие. Ярче всего педагогические находки преподавателей нашего колледжа раскрываются на Неделях цикловых комиссий, т.к. именно в этот период все силы направлены на поиск новых форм, стимулирующих профессиональный рост, развитие у учащихся творческих способностей, коммуникативных и профессиональных компетенций. Принцип проведения Недель: каждый учащийся является активным участником всех событий. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Дни наполнены мероприятиями, которые дают возможность учащимся по-новому увидеть учебные предметы. Мероприятия Недель ЦК отличались синтезом традиций и новаций. В период с 19 по 23 декабря в колледже прошла Неделя цикловой комиссии агрономических учебных предметов. Проведены: кураторский час «Экологические проблемы мира» (Мартинович А.А.), квест-игра «Безопасный Новый год» (Сысоева В.А.), интеллектуальная игра «Познавательная агрономия» (Каржицкий А.В., Лешко Н.Л.). В период с 27 по 31 марта прошла Неделя цикловой комиссии общеобразовательных учебных предметов. Учащиеся ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в общеобразовательных учебных предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них. Самыми интересными и запоминающимися мероприятиями были: кураторский час «Без срока давности» (Мурашевич О.А.), интеллектуальный марафон «Что? Где? Когда?» (Коржевский А.В.), игра-конкурс «Испытание ума» (Карелина И.А.), устный журнал «Придвинскому краю-85» (Солдатенкова О.Г.). Неделя цикловой комиссии общеобразовательных учебных предметов показала, что у нас в колледже учатся самые лучшие ребята и работают самые творческие преподаватели! Меняются времена, но преподавателей цикловой комиссии ощеобразовательных учебных предметов отличает новаторство, мастерство и зрелость профессионализма, увлеченность своей профессией и позитивная настроенность на образовательный процесс в колледже. Заряд бодрости, энергии получили все участники мероприятий! В период с 15 по 19 мая проведена Неделя цикловой комиссии зооветеринарных учебных предметов, отражающая коллективную, индивидуальную, практическую деятельность преподавателей, направленную на повышение качества обучения. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные предметы, например, свиноводство и технология производства свинины и частная зоотехния, являются одной из необходимых составляющих этого образовательного действа. Новые идеи порадовали как участников, так и зрителей: интеллектуальная игра «Слабое звено», конкурсы «Лучший овцевод», «За семью замками», «Что? Где? Когда?», кураторский час «Они помогли победить: животные в боевом строю». В работу было вовлечено большое количество учащихся, все мероприятия вызвали живой интерес у учащихся, способствовали повышению уровня познавательной активности и позволили создать дополнительные условия для выявления одаренных и талантливых молодых людей. А в памяти наших учащихся останутся те положительные эмоции, которые они получили. Нельзя не отметить огромный потенциал преподавателей цикловой комиссии. Спасибо преподавателям и мастерам производственного обучения: Кочетковой Т.И., Кралько Л.В., Островец Л.М., Лукьяновой В.И., Вилим С.В., Семенидо Л.В., Альхименок Т.Л., Вечерней Е.Ю., Мальцевой М.С., Журавской Н.С., Русакову В.Г. за то, что прививаете любовь к будущей профессии и так ответственно подходите к своей работе. Открытые учебные занятия, взаимное посещение учебных занятий также являются формами повышения педагогического мастерства. Через открытые учебные занятия преподаватель может познакомиться с новаторскими приемами, с новыми методическими находками, с проблемами, над которыми работают коллеги, и, в конце концов, он может сверить свою работу с работой других преподавателей. Открытых учебных занятий было проведено – 10 из запланированных 10. Деятельность преподавателей, показавших открытые учебные занятия, Ген А.М., Малютиной О.Н., Старовойтовой Г.В., Федоренко В.В., Звездочкиной А.О., Семашко Е.М., Лазаревой С.С., Коржевского А.В. получила позитивную оценку. Главный критерий качества учебных занятий названных преподавателей – достижение целей учебного занятия, а не только зрелищность, применение разнообразных форм, методов, приемов педагогической деятельности, безмерный артистизм педагогов. Анализ панорамы открытых учебных занятий, воспитательных часов, внеаудиторных мероприятий позволяет сделать вывод, что в течение учебного года с целью повышения эффективности образовательного процесса преподаватели колледжа осуществляли активный педагогический поиск оптимальных педагогических технологий. Одним из приоритетных направлений в организации методической работы в колледже является вовлечение педагогов и учащихся в исследовательскую деятельность. В 2022/2023 учебном году в колледже прошла научно-практическая конференция «Профессиональное образование: шаг в науку», формат проведения научно-практической конференции – заочный. По результатам конференции будет издан электронный сборник тезисов докладов. Следует отметить работу педагогического коллектива по сопровождению и поддержке одарённых и высокомотивированных учащихся. В республиканском конкурсе «Агромастерство» по специальностям «Зоотехния» и «Ветеринарная медицина» в острой и бескомпромиссной борьбе в условиях очень жёсткой конкуренции наши учащиеся показали отличные результаты и заняли первые места! Благодарим руководителей команд: Лукьянову В.И., Старовойтову Г.В., а также преподавателей, подготовивших учащихся: Вилим С.В, Исаченко И.Н., Островец Л.М., Лазареву С.С., Русакова В.Г., Кузьменко П.М., Федоренко В.В. Мастер производственного обучения Вечерняя Е.Ю. приняла участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения учреждений образования «Мастер года-2023», представив конкурсные материалы по учебной практике для получения квалификации рабочего в пяти номинациях. Елена Юрьевна достойно прошла все конкурсные испытания, успешно продемонстрировав свой профессионализм, а также знания и умения обучающихся! Продолжалась работа по повышению роли колледжа в развитии образования на республиканском уровне: Журавская Н.С., Вилим С.В., Лазарева С.С., Кралько Л.В., Ковганов В.Ф. в 2022/2023 учебном году стали авторами и рецензентами учебных программ по учебным предметам про-фессионального компонента и учебных программ по практике. Важным направлением методической работы филиала является кадровая политика. В данном направлении проделана следующая работа: проведение консультаций по формам и процедурам аттестации педагогических работников, оказание помощи при подготовке и проведении открытых учебных занятий и внеаудиторных мероприятий, консультации по вопросам составления и оформления календарно-тематического планирования, исследовательских работ, разработке учебных программ, составлению электронных учебно-методических комплексов. В 2022/2023 учебном году успешно сдали квалификационный экзамен и прошли аттестацию на заявленную высшую квалификационную категорию Ген А.М., Федоренко В.В. Кузьменко П.М. Аналитические материалы, портфолио педагогов соответствовали предъявленным к ним требованиям, что свидетельствует о добросовестной подготовке к аттестации. Одной из важнейших задач практикующего преподавателя является задача постоянного профессионального роста. Важным элементом реализации этой задачи выступает ознакомление и применение инновационных и передовых педагогических технологий. В нашем педагогическом коллективе есть преподаватели и мастера п/о, которые стараются по мере сил и возможностей разнообразить учебные занятия, сделать их более полезными, наглядными и познавательными для обучающихся: Хмурович А.В., Солдатенкова О.Г., Карелина И.А., Мурашевич О.А., Игнатенко Т.В., Звездочкина А.О., Сысоева В.А., Кочеткова Т.И., Кралько Л.В., Журавская Н.С., Лазарева.С.С., Вилим С.В., Лукьянова В.И., Вечерняя Е.Ю., Мальцева М.С. и др. В целом план методической работы выполнен. Анализ работы выявил ряд недостатков, поэтому в 2023/2024 уч.году необходимо: продолжить работу по созданию электронных образовательных ресурсов; наладить систему взаимопосещения учебных занятий; увеличить выпуск статей и публикаций, активизировать учебно- исследовательскую деятельность обучающихся; систематизировать работу по обобщению опыта педагогов колледжа. В качестве приоритетных направлений методической работы на 2023/2024 учебный год определены следующие виды деятельности: оперативное информирование педагогов о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса, о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологий, передовом педагогическом опыте, достижениях психолого-педагогических наук; создание электронных образовательных ресурсов в дополнение к имеющимся учебно-методическим комплексам; разработка и обновление учебных программ по специальностям в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами и организациями-заказчиками кадров; методическое сопровождение педагогических работников к подготовке, переподготовке, повышению квалификации и аттестации; учебно-методическое сопровождение работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами; научно-методическая и экспериментальная деятельность колледжа; постоянное обновление информационной базы методического кабинета и сайта колледжа; обеспечение работы постоянно действующих семинаров и Школ, временных творческих групп. И напоследок: позвольте сердечно и искренне поблагодарить вас за проделанную работу, за неоценимый, достойный профессиональный уровень. Помните: никаких девяти кругов ада, никаких нервотрепок! Только успех, только спокойствие, только радость на лице! Желаю каждому из вас оставаться преподавателем с безупречным стилем, достойным всеобщего уважения. Будьте успешны и здоровы, счастливы и любимы, уважаемые коллеги! Пусть каждый, живя со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в колледже не получилось бы.

Мальгина В.П., методист колледжа

 

Анализ работы колледжа по реализации единой методической цели.
Цели, задачи, направления работы над методической темой колледжа  на 2022/2023 учебный год


Методическая работа в колледже  строится на коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования. При планировании работы учитываются запросы педагогов с учетом их профессиональных затруднений.
Система методической работы в колледже – это и работа с педагогическими кадрами, и работа по повышению квалификации педагогов. Главное – оказание реальной, действенной  помощи педагогам в развитии их мастерства.
В 2021/2022 учебном году коллектив колледжа начал работу над единой методической темой «Синтез современной дидактики и информационных ресурсов как условие повышения качества подготовки специалистов».
      Цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагога, его эрудиции, компетентности в области учебной дисциплины и методики его преподавания; применение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации обучающихся, повышение качества образовательного процесса.
В 2021/2022 учебном году решались следующие задачи:
- повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими новейших технологий в сфере образования, развитие методической культуры;
-совершенствование научно-методической и учебно-методической базы (модернизация учебно-методических комплексов, разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных лекций, презентаций и т.д.) с учетом требований нормативно-правовой документации и потребностей организаций заказчиков кадров;
-создание условий для подготовки конкурентоспособных специалистов – профессионалов, способных к творческой профессиональной деятельности, саморазвитию и самообразованию;
-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальным устоям и академическим традициям, воспитание их в духе профессиональной чести и этики.
Решение данных задач  осуществлялось через:
-работу педагогического совета,
-работу цикловых комиссий,
-работу Школы начинающего преподавателя,
-мероприятия по повышению педагогического мастерства.
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
-зам.директора по учебной работе составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным учебным дисциплинам, позволяющий обеспечить уровень освоения новых образовательных стандартов;
- составлены и утверждены планы работ педагогического совета, совета колледжа, цикловых комиссий, Школы молодого преподавателя; методического кабинета, методической работы, индивидуальные планы работы преподавателей и мастеров п/о с учетом тем самообразования и др.

Анализ методической работы по основным направлениям

1.      Организационно - методическая деятельность
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. В 2021/2022 учебном году запланировано и проведено 5 педагогических советов, направленных на реализацию поставленных задач и взаимосвязанных с методической темой колледжа. Тематика  проведения  педагогических  советов  была  актуальной  и  востребованной, выбрана с учетом обозначенных проблем и мероприятий по определению и совершенствованию перспектив развития колледжа и его материально-технической базы, контроля качества подготовки специалистов, способных работать по профессиональным компетенциям в соответствии с требованиями актуализированных образовательных стандартов, активного внедрения инновационных технологий в учебный процесс. На заседаниях педагогического совета не только рассматривались и обсуждались актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатывались коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности колледжа.
В течение учебного года педагогическим советом были проведены заседания по следующим темам:
- «Самоконтроль и самооценка воспитательной деятельности как основные критерии и показатели эффективности идеологической и воспитательной работы»;
-«Система работы педагогического коллектива по повышению качества подготовки специалистов: запросы, оценки, пути достижения, результаты и опыт»;
-«Динамика изменений образовательного процесса в контексте эффективности работы колледжа по подготовке специалистов и реализации учебных программ» (итоги работы педагогического коллектива за полугодие);
-«Обновление содержания профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда» и др.
Необходимо отметить, что работа администрации и коллектива в вопросе подготовки и проведения заседаний педсовета проводится в хорошем темпе и обязательно после педсовета следует дальнейшая работа педколлектива по выполнению решений педсовета. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания.
С целью повышения качества образовательного процесса, профессионального мастерства педагогических работников, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже созданы 3 цикловые комиссии: агрономических, зооветеринарных, общеобразовательных дисциплин.  
Каждая цикловая комиссия имеет план работы на текущий учебный год, разработанный в соответствии с темой, целями и задачами методической работы колледжа. Имеются протоколы заседаний, анализ работы, информационные материалы.
В компетенции  цикловых комиссий – корректировка учебно-программной документации; организация  обмена опытом, внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, современных технологий обучения; обсуждение наиболее трудных разделов и тем программ, тестовых заданий, контрольных работ, вопросов экзаменационных билетов, разработка рекомендаций по повышению качества знаний обучающихся, анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений методического обеспечения образовательного процесса, по повышению качества профессионального образования учащихся, по организации внеаудиторной работы.
 Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.
Мастерство преподавателя определяется в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от грамотно составленной учебной программы и календарно-тематического плана учебной дисциплины.
В течение 1-ого полугодия 2021 года преподаватели приняли активное участие в создании и корректировке учебных программ и календарно-тематических планов, создании и корректировке учебно-методических комплексов.
Хочу выразить благодарность председателям цикловых комиссий, Татьяне Ивановне, Анжелике Викторовне, Ольге Николаевне, за неповторимую методику организации работы, высокую и разумную требовательность к себе и коллегам.
В практику работы цикловых комиссий вошли такие формы методической работы, как проведение Недель цикловых комиссий.  Эта работа направлена на повышение качества обучения и профессиональной подготовки учащихся, а также развитие их творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Недели прошли плодотворно, выявили серьёзную и разностороннюю работу преподавателей, стремление развивать и образовывать учащихся  в соответствии с требованиями времени.  Нетрадиционные занятия по учебным предметам, коллективные творческие дела, внеаудиторные мероприятия являются основными видами мероприятий Недель, зато формы проведения различные.
C 6 декабря 2021 года по 10 декабря 2021 года  в колледже прошла Неделя цикловой комиссии агрономических дисциплин. В рамках Недели проведены: деловая игра-конкурс «Знатоки агрономии» (Каржицкий А.В., Лешко Н.Л.), информационный час «Незаконная предпринимательская деятельность» (Гомолко А.Д.) и другие мероприятия, что способствовало формированию у обучающихся понимания значимости  выбранной им специальности, умения владеть собой перед аудиторией, помогло выявить индивидуальные особенности учащихся и их творческий потенциал. Органично вписался в проведение Недели методический семинар «Контрольно-оценочные средства как неотъемлемая часть программы подготовки специалистов среднего звена». Практический опыт продемонстрировали: Малютина О.Н., Ген А.М., Мартинович А.А., Малецкая Т.В., Крюковская М.А.
При составлении плана мероприятий Недели общеобразовательных дисциплин, которая проходила с 25 апреля по 29 апреля, учитывались возрастные и психологические особенности развития учащихся. В рамках Недели проведены: интегрированный дайджест учебных лабораторий химии и физики «Юбиляры-2022», открытое учебное занятие по учебной дисциплине «Обществоведение», интеллектуальный турнир по русскому и иностранному языкам «Знатоки языков», интеллектуальная игра “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!”, worldCafe «Антинаркотическая политика Республики Беларусь на современном этапе», устный журнал «Нетикет: что это?».
Преподаватели цикловой комиссии во главе с ее председателем Хмурович Анжеликой Викторовной создали оптимальные условия для выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся.  Богатство и разнообразие форм, методов, приемов педагогической деятельности продемонстрировали Хмурович Анжелика Викторовна, Солдатенкова Ольга Геннадьевна, Игнатенко Татьяна Викторовна, Звездочкина Анна Олеговна, Мурашевич Олеся Александровна, Конопелько Ирина Петровна, Судьин Максим Валентинович, Карелина Ирина Артемовна.  
С 23 мая по 27 мая в колледже прошла Неделя цикловой комиссии зооветеринарных дисциплин. Хочется отметить насыщенность, многоплановость, высокий уровень подготовки и проведения таких мероприятий, как: ветеринарный марафон: «Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных и птицы» (Вечерняя Е.Ю., Мальцева М.С.), «Незаразные болезни животных» (Федоренко В.В., Русаков В.Г., Кузьменко П.М.), «Заразные болезни животных» (Лазарева С.С., Старовойтова Г.В., Вехтев О.Л.), открытое учебное занятие по учебной дисциплине «Основы животноводства и пчеловодства» (Лукьянова В.И.), вечер «Между прошлым и будущим» (Кочеткова Т.И., Журавская Н.С., Вилим С.В.). По итогам ветеринарного марафона места распределились следующим образом: 1-е место – команда учебной группы 3 вет Б ОБО, 2-е место– команда учебной группы 3 вет А ОСО, 3-е место– команда учебной группы 3 вет Б ОБО.
Благодарю председателей цикловых комиссий, преподавателей за организацию и проведение Недель, высокий уровень профессионального мастерства, творчество и энтузиазм!
Особая роль в изучении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий принадлежит проведению открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий.
Открытых учебных занятий было проведено –6 из запланированных 10: Залевский Е.В., Цвирко А.В. расторгли контракт по соглашению сторон, Герасимович А.Ю. ушла в декретный отпуск, не провела открытое учебное занятие Скотникова Л.Л.
Позитивные и эмоционально яркие учебные занятия продемонстрировали преподаватели: Бондарева Ж.И., Кралько Л.В., Голуб В.В., Лукьянова В.И., мастер производственного обучения Вечерняя Е.Ю. Учащиеся были активны и организованы на разных этапах учебного занятия, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.  На учебном занятии Судьина М.В. характер обучения был демократичным, объективным, царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно, в чем немалая заслуга преподавателя.
По итогам посещенных занятий составлены справки-анализы, в которых отмечаются положительные тенденции в овладении новыми формами и приемами обучения, активизации познавательной деятельности обучающихся, комфортный климат на учебном  занятии, рациональный отбор нужного учебного материала.
В течение года осуществлялся контроль через посещение учебных занятий методистом, председателями цикловых комиссий. Основные проблемы, которые выявлены в результате посещения занятий, следующие: плотность многих учебных занятий низкая: преподаватели не держат темп учебного занятия, как бы растягивают материал во времени, и всѐ равно остаѐтся на учебном занятии свободное время либо наоборот его не хватает; на учебных занятиях учащиеся в основном пишут: конспектируют, решают задачи, отвечают на вопросы тестов и прочее – и совсем мало говорят. Ответы их односложны, чаще всего состоят из одного слова или, в лучшем случае, предложения. Полных, развѐрнутых ответов учащихся нет, учащиеся отвечают с места, часто хором. Домашнее задание также проверяется в виде письменного опроса. У доски устно обучающиеся не отвечают. Подготовленные дома сообщения обучающиеся читают с листа (часто очень плохо, с запинками), а преподаватели ставят за это высокую отметку; отсутствует необходимая для учебного занятия  документация; низкая накопляемость отметок. Все эти моменты прослеживаются регулярно, хотя работа в данном направлении проведена достаточная.
Система работы с молодыми специалистами является частью общей системы работы с педагогическими кадрами. Основная цель работы с молодыми специалистами – сделать их успешными, создать для них пространство, где они могли бы реализовать себя. Для молодых специалистов в колледже функционирует Школа начинающего преподавателя.    
В 2021/2022 учебном году слушателями Школы являлись Мальцева М.С., Семенидо Л.В.    
Формы работы:  индивидуальные консультации, встречи с опытными преподавателями колледжа, чтение докладов, заседания круглого стола, посещение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий, семинары-практикумы, анкетирование.
Творческой мастерской, где педагог может получить конкретную методическую помощь по реализации единой методической темы, организации образовательного процесса, можно назвать методический кабинет.  В нем собраны нормативно-правовые документы различных уровней, библиотека методической и нормативной литературы, организуются консультации для преподавателей, тематические выставки. Так, в смотре инновационного и технического творчества, который объединил все таланты  учащихся и преподавателей и раскрыл новые творческие направления,  в текущем учебном году приняли участие 23 сотрудника колледжа.
Удивляет многообразие и различное сочетание стилей и техники выполненных работ: оригами, вязание, керамика, ткачество, резьба по дереву, букфолдинг, скрапбукинг, вышивка бисером, крестом, гладью, живопись,  панно из атласных лент, композиции из веток, кожи и т.д.
Творческий полёт фантазии преподавателей Каржицкого А.В., Мартинович А.А., Островец Л.М., педагога-психолога Однопаловой О.С., зав.библиотекой Тарасовой С.В., рабочего по обслуживанию Альхименка В.Е. покоряет воображение. Интересные работы представили: Сысоева В.А., Русаков В.Г., Лукьянова В.И., Исаченко И.Н., Малецкая Т.В., Галуза Ю.В., Семенидо Л.В.
Преподаватели Карелина И.А., Хмурович А.В., Мурашевич О.А., Солдатенкова О.Г., Бондарева Ж.И., Федоренко В.В. в очередной раз доказали, что внеаудиторная  работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся.
Особый интерес у посетителей вызвали работы учащихся: Корнишкова Руслана, Юрченко Анны, Стрельцова Игоря, Марзан Елизаветы, Марзан Екатерины и др.
Большой вклад в организацию мероприятия внесли преподаватели: Вилим С.В., Кочеткова Т.И., Журавская Н.С., Вехтев О.Л. Самое главное – они сумели раздвинуть информационные рамки, показать своим учащимся, что мир не замыкается на учебных занятиях, что он ярче и многограннее. Педагоги убедили учащихся поучаствовать в смотре. И учащиеся достигли хороших результатов!
Лучшие работы были представлены на областном этапе смотра инновационного и технического творчества. Доставку и размещение экспонатов на второй этап смотра осуществила педагог-организатор Скотникова Е.В. По итогам областного этапа колледж награжден дипломом 3-й степени. А работы учащегося Корнишкова Руслана удостоены чести представить колледж на Республиканском этапе конкурса в Минске.
Весьма важным аспектом методической работы в колледже является формирование исследовательской культуры педагогов и учащихся.  Лучшими признаны учебно-исследовательские работы учащихся под руководством преподавателей: Сысоевой В.А., Мартинович А.А.,  Малецкой Т.В.,  Голуб В.В., Бондарева М.И., Лазаревой С.С., Кралько Л.В. и др.
Преподаватель зоотехнических дисциплин Вилим С.В. вместе со своими воспитанниками приняла участие в 5-й Международной научно-практической конференции «Молодежь и аграрная наука: инновации, проблемы, перспективы», которая проходила в г.Острогожске Воронежской области. По результатам конференции опубликована статья «Эффективность использования пропиленглюколя в рационах высокопродуктивных коров в условиях северного региона Республики Беларусь» и выдан сертификат научного руководителя.
29 сентября 2021 года  учащиеся нашего колледжа Свириденко Елизавета и Кудянова Анастасия (специальность «Ветеринарная медицина»)  приняли участие в конкурсе проектных работ с использованием дистанционных технологий «Ветеринарно-просветительская деятельность», организатором которого стал Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (Московская область). Благодаря кропотливой работе преподавателей Лазаревой С.С., Старовойтовой Г. В., личной ответственности и заинтересованности,  Елизавета и Анастасия достойно справились с заданиями и заняли 2-е и 7-е места соответственно с получением электронных сертификатов.
Слаженно сработали сотрудники колледжа  Ротомский  П. П. и Борисевич Вероника Маратовна, обеспечив комплексное техническое сопровождение конкурса.
Однако следует заметить, что в нашем колледже исследовательская деятельность педагогов и учащихся не носит системного характера.
Для плодотворной работы над единой методической темой  члены педагогического коллектива в начале учебного года определили темы по самообразованию. Конфуций сказал «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». Данное выражение не утратило своей актуальности и в настоящее время.           Выставка-презентация методических разработок по темам самообразования стала завершающим аккордом методической работы преподавателей. Наиболее продуктивно организована работа над темами самообразования у следующих педагогов: Ген А.М., Малютиной О.Н., Малецкой Т.В., Сысоевой В.А.,  Игнатенко Т.В., Карелиной И.А., Солдатенковой О.Г., Звездочкиной А.О., Мурашевич О.А., Хмурович А.В., Вилим С.В., Лазаревой С.С., Кочетковой Т.И., Журавской Н.С., Старовойтовой Г.В., Русакова В.Г., Исаченко И.Н. и др.

  1. Образовательная и консультационная деятельность

      В управлении образовательным процессом педагогических кадров важную роль играет  аттестация, так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников колледжа.
В 2021/2022 учебном году было подано:
на первую квалификационную категорию 3 заявления, в т.ч. 1 на должность воспитателя;
на вторую категорию 2 заявления, в т.ч 1 на должность мастера производственного обучения.
В ходе подготовки к аттестации были систематизированы документы аттестуемых, подготовлены электронные портфолио, проведено индивидуальное консультирование.
Подводя итоги аттестации, следует отметить, что все сотрудники (Судьин М.В., Лукьянова В.И., Бондарева Ж.И., Вечерняя Е.Ю, Соловьева И.В.) успешно прошли процедуру аттестации и получили соответствующую категорию.
В течение учебного года проводились консультации для различных категорий педагогических работников. Основная тематика консультаций: по планированию работы, по подготовке к открытым учебным занятиям, аттестации, по разработке образовательных программ, учебно-методических комплексов и контрольно-оценочных средств.
Одним  из  направлений  методического кабинета, цикловых комиссий  и  администрации  является постоянное  совершенствование  педагогического  мастерства  педагогических  кадров  в рамках курсовой переподготовки и стажировки в соответствии с требованиями законодательства и потребностями  сотрудников. В 2021/2022 учебном году стажировку прошли четыре сотрудника, курсы повышения квалификации – двадцать два.
Организация  повышения  квалификации педагогических  работников     способствует  целенаправленности  и систематизации методической работы, что улучшает ее качество и эффективность, позволяет сформировать группу профессионалов по актуальным проблемам образования.

III.  Общие выводы из анализа. Рекомендации и предложения
В целом педагогический коллектив обладает необходимыми теоретическими, практическими знаниями и умениями, позволяющими на достаточном уровне реализовать требования образовательных стандартов.
Проблемы? Они, конечно же, существуют:    порой бывает сложно найти рычаг, с помощью которого можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность, и даже безответственность отдельных педагогов. Следует также отметить, что по некоторым позициям выявлены низкие качественные показатели состояния профессиональной компетентности педагогов, а именно: отдельные педагогические работники слабо владеют информационными технологиями, навыками работы в сети Интернет, с электронной почтой, поиском информации в сети.
Цель реализации методической темы на 2022/2023 учебный год :
системная  деятельность  по  внедрению  в  практику  изученных  форм, методов и приемов работы с учащимися, работа с информационными ресурсами
Задачи:
1. Разработка и совершенствование УМК, в том числе электронных, по учебным дисциплинам в соответствии с новыми требованиями.                
2.Формирование  информационно-методического  фонда  разработок по теме колледжа.
3. Организация  образовательного  процесса  с  использованием  изученных форм и методов работы по повышению качества подготовки специалистов.
4. Организация обмена опытом по проблеме в  колледже и за его пределами («круглый стол», семинар, методическая неделя, выставка, конференция и др.).
5. Участие в научно-исследовательской работе по изучаемой методической теме.
6. Публикации в научных сборниках, периодической печати.
7.Осуществление мониторинга результативности деятельности педагогов (диагностика учащихся).
Завершая нелёгкий учебный год, я искренне желаю вам быстрого восстановления потраченных сил, а также гармонии, весёлых летних приключений, великолепного отдыха души, вдохновения и нескончаемого потока гениальных идей, как для образовательного процесса, так и для личной жизни.

 

Мальгина В.П., методист колледжа

ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2021-2024 ГОДЫ:


«Синтез современной дидактики и информационных ресурсов как условие повышения качества подготовки специалистов».

Цель: разработка современных компонентов учебно-методического сопровождения образовательного процесса с применением образовательных информационных ресурсов.

Направления деятельности:
Учебно-организационная работа.
Информационное обеспечение.
Инновационная деятельность.
Повышение уровня профессионализма преподавателей.
Диагностическая и контрольно-коррекционная деятельность.

Основные задачи на 2021/2022 учебный год:
повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими новейших технологий в сфере образования, развитие методической культуры;
совершенствование научно-методической и учебно-методической базы (модернизация учебно-методических комплексов, разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных пособий, электронных курсов лекций, презентаций и т.д.) с учетом требований нормативно-правовой документации и потребностей организаций заказчиков кадров.

создание условий для подготовки конкурентоспособных специалистов – профессионалов, способных к творческой профессиональной деятельности, саморазвитию и самообразованию.

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальным устоям и академическим традициям, воспитывать их в духе профессиональной чести и этики.

Решение данных задач будет осуществляться:
- через работу цикловых комиссий, которые рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организуют обмен опытом, внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы программ, подготовку тестовых заданий, контрольных работ, вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний учащихся, обсуждают результаты контрольных работ, промежуточной и итоговой аттестации, разрабатывают рекомендации по повышению качества знаний обучающихся;
- через работу «Школы начинающего преподавателя», которую организует методист. Занятия с начинающими педагогами проводятся по специальному плану, включающему обсуждение вопросов особенностей планирования работы, постановки целей и задач занятий, техники и методики преподавания, форм и видов контроля. Такая работа с преподавателями способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога;
- через мероприятия по повышению педагогического мастерства, что является предпосылкой развития их творческих способностей. На совершенствование педагогического мастерства преподавателей направлены как индивидуальные, так и коллективные формы методической работы такие, как: психолого-педагогические семинары, методические недели, методические семинары, творческие мастерские, практикумы, «круглые столы», открытые аудиторные и внеаудиторные занятия;
Формы организации методической работы:
· методические недели и научно-практические конференции;
· обзоры научной, педагогической и другой литературы;
· семинары-практикумы;
· творческие отчеты преподавателей;
· конкурсы, «Мастер-классы»;
· открытые учебные занятия;
· презентации работы ЦК и отдельных преподавателей;
· повышение квалификации преподавателей.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ


Этапы реализации

Компоненты совместной деятельности

Содержательная характеристика компонентов деятельности

 

 

 

 

 

1.Организационно-подготовительный
2021/2022

Цель

Объединение и мотивация педагогического коллектива к реализации единой методической темы колледжа

Направления

1.Разработка проекта, определение этапов работы над единой методической темой колледжа.
2.  Планирование  индивидуальных  тем  самообразования  преподавателей для реализации методической темы.
3.  Изучение  педагогами  теоретических  аспектов  дидактической системы, составление каталога методической литературы по проблеме.
4. Разработка методических материалов, описывающих принципы, формы и  методы обучения, а также средства и условия организации обучения, формы контроля и результаты обучения, значение информационных ресурсов для образовательной деятельности. 
5.Обучение  преподавателей  по  вопросам  единой методической  темы  (курсы повышения  квалификации).
6.Рассмотрение  вопросов  единой  методической  темы  на  заседаниях
совета колледжа, педагогического совета, цикловых комиссий.
7. Определение критериев, показателей, методов и приемов мониторинга  качества образовательного процесса в колледже

Ведущие методы

Методы  стратегического  планирования:  проектирование,  моделирование, анализ научно-методической литературы

Основной результат

Готовность  педагогического  коллектива  к  осуществлению  практической  деятельности  по  повышению качества подготовки специалистов на основе синтеза современной дидактики и информационных ресурсов

2.Организационно-практический
2022/2023

Цель

Системная  деятельность  по  внедрению  в  практику  изученных  форм,
методов и приемов работы с учащимися, работа с информационными ресурсами

Направления

1.Формирование  информационно-методического  фонда  разработок педагогов по теме колледжа.
2.  Организация  образовательного  процесса  с  использованием  изученных форм и методов работы по повышению качества подготовки специалистов.
3. Организация обмена опытом по проблеме в  колледже и за его пределами («круглый стол», семинар, методическая неделя, выставка, конференция и др.).
4. Участие в научно-исследовательской работе по изучаемой методической теме.
5. Публикации в научных сборниках, периодической печати.
6.Осуществление мониторинга результативности деятельности педагогов (диагностика учащихся).
7.Проведение тематического педагогического совета

Ведущие методы

Методы планирования, организации, анализа образовательного процесса в колледже, методы диагностики учащихся

Основной результат

Создание  эффективной  модели  процесса по  повышению качества подготовки специалистов на основе синтеза современной дидактики и информационных ресурсов

3.Результативно-оценочный
2023/2024

Цель

Осмысление  полученного  фактического  материала,  обобщение  и  систематизация полученных результатов

Направления

1.  Мониторинговое  исследование  качества образовательного процесса в колледже (повторная  диагностика,  сравнительный анализ).
2.Оценка целесообразности использования дидактической системы и информационных ресурсов для повышения качества подготовки специалистов.
3. Обобщение и презентация опыта и результатов деятельности по единой методической теме за трехлетний период.
4. Оформление результатов педагогического исследования, публикация их в профессиональных средствах массовой информации.
5. Проведение итогового тематического педагогического совета.
6.  Определение  перспектив  развития  образовательного  процесса  колледжа

Ведущие методы

Рефлексивные  методы:  анализ  и  обобщение  опыта,  индивидуальная
самооценка, методы диагностики учащихся

Основной результат

Удовлетворенность участников образовательного процесса результатами работы по реализации единой методической темы

Мониторинг реализации  единой методической темы включает:
  мониторинг  успеваемости  учащихся  по учебным  дисциплинам  профессионального компонента;
  мониторинг  сформированности  профессиональных умений – проектно-прогностических, организаторских,  методических,  диагностических, специальных (по результатам диагностики); 
  творческие  достижения  учащихся  и  преподавателей, представляемые на конференциях различного  уровня,  конкурсах,  фестивалях,  соревнованиях и др.

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ КОЛЛЕДЖА
НА 2021-2024 ГОДЫ


Работа над единой методической проблемой образовательной организации является одной из важных форм методической работы.
Деятельность по реализации единой методической темы направлена на создание условий для реализации образовательных возможностей каждого обучающегося на основе творческой личности педагога и на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.
С 2018 года в течение трех лет педагогический коллектив работал над реализацией единой методической проблемы «Формирование профессиональных и социально-личностных компетенций обучающихся в условиях комплексного методического обеспечения образовательного процесса». Работа осуществлялась через систематизацию, обновление и разработку учебно-методического обеспечения с учетом требований к формированию общих и профессиональных компетенций, применение в учебном процессе методов и средств обучения, выступающих как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Система деятельности по реализации методической темы включает следующие структурные элементы: педагогический совет, методический кабинет и цикловые комиссии, творческие группы и Школу начинающего преподавателя, обучающие семинары-практикумы и методические конференции,  аттестацию педагогических кадров и др.
Деятельность перечисленных структур регламентируется соответствующими нормативно-правовыми (локальными) актами. Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы (индивидуальные, коллективные и групповые).
Как известно, педагогический совет – центральное звено в организации всей методической работы, “школа педагогического мастерства”. Содержание работы педагогического совета было направлено на решение проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса.
В текущем учебном году прошло 6 педагогических советов, в рамках реализации единой методической темы - 5 тематических педсоветов, на которых был рассмотрен тот комплекс вопросов, которые наиболее способствуют эффективному решению целей и задач по реализации единой методической темы колледжа:
Успехи и проблемы 2019/2020 учебного года. Цели и задачи, ресурсы и направления на 2020/2021 учебный год.
Воспитание личности обучающегося – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса.
Современное учебное занятие в системе среднего специального образования.
Новому времени – новые педагогические механизмы» (итоги работы педагогического коллектива за полугодие).
Усиление практической составляющей подготовки специалистов в контексте непрерывного аграрного образования: от мотивации выбора до закрепления молодых специалистов.
Рефлексия года.
По актуальным проблемам на заседаниях педагогического совета выступили: Конопелько И.П., Муха М.Г., Кузьменко П.М., Карась Д.Н., Сысоева В.А., Вечерняя Е.Ю. и др.
Традиционной структурной единицей в организации методической работы в  колледже  являются цикловые комиссии. Они призваны помочь педагогическим работникам овладеть новыми, более совершенными методами и приемами обучения учащихся, систематически вести знакомство с педагогической и научно-популярной литературой, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, способствовать вооружению учащихся глубокими знаниями, прочными навыками и умениями.
В нашем колледже постоянно действуют 3 цикловые комиссии, каждая из которых имеет свою историю, традиции, наработки.
Профессиональная компетентность, организованность, высокий уровень общечеловеческой культуры обеспечили  председателям: Кочетковой Т.И., Малютиной О.Н., Хмурович А.В. лидирующие позиции в коллективе.
Вся деятельность ЦК   осуществлялась в рамках работы над единой методической темой колледжа и носила практико-ориентированный характер.
Каждая из цикловых комиссий работала над своей методической темой

 

Название темы

Название цикловой комиссии

Ф.И.О. председателя цикловой комиссии

1

Формирование  социально-личностных компетенций обучающихся средствами учебных дисциплин общеобразовательного компонента  в условиях комплексного методического обеспечения образовательного процесса

Цикловая комиссия  общеобразовательных дисциплин

Хмурович А.В.

2

Контрольно-оценочные средства как условие формирования профессиональных и социально-личностных компетенций

Цикловая комиссия  агрономических дисциплин

Малютина О.Н.

3

Формирование профессиональных компетенций через использование активных методов обучения в условиях комплексного методического обеспечения учебных дисциплин и практик

Цикловая комиссия  зооветеринарных дисциплин

Кочеткова Т.И.

Качественную работу преподавателей цикловой комиссии зооветеринарных дисциплин отражают высокие успехи учащихся на республиканском конкурсе «Агромастерство» среди учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования: по специальности «Зоотехния» команда колледжа заняла 1-е место (руководитель команды: Вилим С.В.),  по специальности «Ветеринарная медицина» - 3-е место (руководитель команды: Кузьменко П.М.).
Теория тесно переплетается с практикой в цикловой комиссии агрономических дисциплин. Однако преподавателям комиссии необходимо совершенствовать работу с учащимися, имеющими  повышенную мотивацию к обучению, при подготовке к республиканскому конкурсу «Агромастерство», используя личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекая учащихся в исследовательскую работу.
Не существует в цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин монотонных, сухих и нудных учебных занятий. Все преподаватели цикловой комиссии применяют в своей работе современные образовательные технологии.
В течение учебного года во всех цикловых комиссиях проходили взаимопосещения учебных занятий с целью реализации обучающих и воспитательных целей, организации контроля, применения педагогических технологий, осуществления междисциплинарных связей.
Рекомендации:  всем преподавателям строить свою работу на учебном занятии и во внеаудиторное время так, чтобы востребованность в знаниях по учебным дисциплинам была реальной и требовала практического продолжения, т. е. реализовывать принцип профессиональной направленности.
Традиционным видом методической работы является проведение Недель цикловых комиссий, которые демонстрируют уровень методического мастерства преподавателей, их подход к преподаванию учебных дисциплин. В текущем учебном году их было 2: в цикловой комиссии зооветеринарных и в цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.
Творческий проект, познавательно-интеллектуальная игра, интеллектуальный марафон-путешествие, вет-баттл, астрономическая спортландия и другие мероприятия объединили всех учащихся, а также педагогический коллектив в единый душевный  союз. Каждый смог найти для себя то, что запомнится надолго.
Учебные дисциплины передавали  друг другу эстафету, создавая в колледже прекрасную атмосферу познания, поиска ответов на сложные, волнующие сегодняшнюю молодежь вопросы.
Основные цели и задачи предметных Недель достигнуты благодаря четкому и своевременному планированию, а также ответственному отношению преподавателей к поставленным задачам.
Хочется отметить высокий уровень организации мероприятий, профессиональный подход к делу, умение создать праздничную атмосферу  председателей цикловых комиссий Кочетковой Т.И., Хмурович А.В., преподавателей: Вилим С.В., Лазаревой С.С., Ятусевич О.И., Русакова В.Г., Журавской Н.С., Бондаревой Ж.И., Игнатенко Т.В., Карелиной И.А., Звездочкиной А.О., Цвирко А.В., Солдатенковой О.Г.
Педагогический коллектив неоднороден по  своему составу.  К сожалению, отдельные преподаватели проявляют формальный подход к участию в Неделях, не проводят мероприятия и не посещают мероприятия коллег.
В целях реализации единой методической темы, популяризации инновационных идей, современных педагогических технологий, личных педагогических находок педагогами колледжа было запланировано проведение открытых учебных занятий,   проведено 9 открытых учебных занятий и 2 кураторских часа. Грамотное владение педагогическим мастерством и методикой преподавания продемонстрировали преподаватели: Журавская Н.С., Каржицкий А.В., Хмурович А.В, Игнатенко Т.В., Крюковская М.А., Мурашевич О.А., Вехтев О.Л., Сысоева В.А. и др. На учебных занятиях царили атмосфера сотрудничества, гуманно-личностный подход  к каждому учащемуся.
Рекомендации:  для формирования  положительной  мотивации и развития интеллекта учащихся всем педагогическим работникам колледжа развивать познавательную активность учащихся, используя инновационные технологии, ИКТ, ТСО, наглядность.
Современный педагог – это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Педагог постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
В колледже работает Школа начинающего преподавателя. слушателями которой в 2020/2021 учебном году было 7 человек. Школа начинающего преподавателя ставит своей целью профессиональное развитие педагогов колледжа через повышение уровня их профессиональной компетентности, совершенствование результативности их педагогической деятельности.
Основные направления работы с начинающими преподавателями: планирование и организация работы по учебной дисциплине (предмету); работа с нормативной и учебно-программной документацией; повышение педагогического мастерства, педагогической квалификации; информационно - аналитическая деятельность; организация наставничества.
За всеми молодыми преподавателями закреплены наставники. В Школе значительное внимание уделялось такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Молодые педагоги получали конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов учебных занятий, рекомендации в контексте профессионального становления.
Творческой мастерской, где педагог может получить конкретную методическую помощь по реализации единой методической темы, организации образовательного процесса, можно назвать методический кабинет.  В нем собраны нормативно-правовые документы различных уровней, библиотека методической и нормативной литературы, организуются консультации для преподавателей, тематические выставки. Так, в выставке декоративно-прикладного творчества в текущем учебном году приняли участие 27 сотрудников колледжа: Цыбульская В.Н., Голуб В.В., Сысоевв В.А., Лешко Н.Л., Мартинович А.А., Игнатенко Т.В., Солдатенкова О.Г., Карелина И.А., Хмурович А.В., Мурашевич О.А., Лукьянова В.И., Островец Л.М., Исаченко И.Н., Малецкая Т.В., Вечерняя Е.Ю., Восьмерикова В.В., Мальцева М.С. и др.
Большой вклад в организацию работы с обучающимися, эстетическое воспитание внесли: Вилим С.В., Кочеткова Т.И., Журавская Н.С., Бондарева Ж.И., Герасимович А.Ю.
В рамках единой методической темы была проведена проверка учебно-методических комплексов (далее – УМК). Проверены комплектность и содержание УМК по учебным дисциплинам. Проверка показала: УМК дисциплин в целом сформированы. В качестве положительного момента можно отметить наличие методической документации для проведения практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых работ.
В соответствии с основными критериями качества УМК – комплексности, объективности, научности, доступности, профессиональной направленности – УМК создали  преподаватели: Кочеткова Т.И., Лазарева С.С., Островец Л.М.,  Вилим С.В.,  Ген А.М., Малецкая Т.В., Конопелько И.П., Сысоева В.А.  
Сформированы и достаточно эффективно используются в образовательном процессе УМК по учебным дисциплинам: «Агрохимия» (Малютина О.Н.), «Растениеводство» (Цыбульская В.Н.),  « Техническое обслуживание и ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин» (Гомолко А.Д.), «Фармакология» (Журавская Н.С.), «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии переработки продукции животноводства» (Кралько Л.В.), «Разведение сельскохозяйственных животных с основами селекции» (Исаченко И.Н.), «Животноводство, гигиена и ветеринарная санитария» (Бондарева Ж.И.).
Положительным моментом можно считать добросовестное отношение к созданию УМК начинающих преподавателей Лукьяновой В.И., Мартинович А.А.,  мастеров производственного обучения: Вечерней Е.Ю., Мальцевой М.С. Молодые педагоги  проявили способность и готовность к данной деятельности.
Со значительными отклонениями от требований к качеству созданы учебно-методические комплексы  по учебным дисциплинам: «История Беларуси», обществоведение  (Судьин  М.В.), «Болезни мелких животных и птиц» (Скотникова Л.Л.).
Начата работа по созданию электронных УМК: в методический кабинет преподавателями колледжа представлены УМК в электронном виде.
Завершающим аккордом методической работы в рамках единой методической темы стала выставка-презентация методических разработок по темам самообразования. Лучшими признаны методические материалы, созданные преподавателями и мастерами п/о: Сысоевой В.А., Голуб В.В., Ген А.М., Малецкой Т.В., Лешко Н.Л., Малютиной О.Н., Кочетковой Т.И., Островец Л.М., Русаковым В.Г., Бондаревой Ж.И., Журавской Н.С., Исаченко И.Н., Федоренко В.В., Вечерней Е.Ю., Мальцевой М.С., Конопелько И.П., Звездочкиной А.О., Солдатенковой О.Г., Карелиной И.А…..
Общепедагогическое направление и содержание методической разработки у вышеперечисленных педагогов увязаны с единой методической темой колледжа, с общепринятыми дидактическими принципами, главными из которых являются: научность, связь теории с практикой, наглядность, систематичность, конкретность, индивидуальный подход в процессе обучения, максимальная самостоятельность.
Рекомендации: важно, чтобы в методических разработках, касающихся методики преподавания отдельных учебных дисциплин, было раскрыто значение и профессиональная направленность учебной дисциплины для каждой категории специалистов, которым нужно знание этой учебной дисциплины в практической деятельности.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, организованное в колледже методическое пространство позволяет обеспечивать научно-ме­тодическое сопровождение образовательного процесса и создает условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов и развития учащихся. Работа над единой методической темой способствует сплоченности педагогического коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, должны иметь место энтузиазм, качество работы и результативность. Исходя из вышеизложенного, работу педагогического коллектива по реализации единой методической темы колледжа предлагаю признать удовлетворительной.
Вместе с тем хочу отметить недостатки в методической работе:
нет четкости построения всей работы по принципу «диагностика-анализ»,
в цикловых комиссиях недостаточно внимания уделяется изучению и обобщению передового педагогического опыта,
низок уровень участия обучающихся и педагогов в публицистической деятельности,
недостаточная реализация междисциплинарных связей на учебных занятиях.
 Единая методическая тема на 2021-2024 годы:
«Синтез современной дидактики и информационных ресурсов как условие повышение качества подготовки специалистов».
 Цель: разработка современных компонентов учебно-методического сопровождения образовательного процесса с применением образовательных информационных ресурсов.
 Основные задачи на 2021/2022 учебный год:
 повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими новейших технологий в сфере образования, развитие методической культуры;
совершенствование научно-методической и учебно-методической базы (модернизация учебно-методических комплексов, разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных пособий, электронных курсов лекций, презентаций и т.д.) с учетом требований нормативно-правовой документации и потребностей организаций заказчиков кадров.

Мальгина В.П., методист  колледжа