Аграрный колледж УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»

Единая методическая цель Аграрного колледжа УО "Витебская ордена "Знак Почёта" государственная академия ветеринарной медицины"

на 2012-2013 учебный год:

«Повышение качества подготовки специалистов
в условиях рыночных отношений»

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Совершенствование комплексного методического обеспечения образовательного процесса через обновление содержания образования и  использование достижений науки,  передового  сельскохозяйственного опыта  в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании и задачами в области подготовки кадров.
  • Разработка и проведение психолого-педагогических диагностик  учащихся и преподавателей для   стимулирования  творческой деятельности и выявления причин, препятствующих достижению успешности реализации единого научно-методического направления.
  • Совершенствование критериев оценки результатов учебной деятельности учащихся с целью приведения их в соответствие с требованиями  Кодекса Республики Беларусь об образовании и повышения качества  подготовки специалистов.
  • Повышение эффективности образовательной деятельности на основе использования активных методов и форм   обучения, инновационных педагогических технологий.
  •   Осознание и развитие профессионально-педагогической позиции, повышение профессиональной компетентности педагогов, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению передового педагогического опыта.
  • Расширение баз прохождения стажировки преподавателями дисциплин профессионального компонента.

Повышение профессионального мастерства – основа качественной подготовки
 будущего специалиста

Ключевыми направлениями реформирования  образования являются доступность, качество и эффективность. На этапе модернизации среднего специального образования коллектив нашего колледжа стремится к полному удовлетворению потребностей личности в получении качественного образования. Ключевой фигурой модернизации, подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями стандартов и потребностями общества становится преподаватель.
Каким я вижу современного педагога? Это, в первую очередь, эрудированный, грамотный, образованный, интеллигентный человек. Это профессионал, исследователь – экспериментатор, который способен передать учащимся свою культуру мышления и деятельности. Кроме того, это и артист, и художник, и психолог.
Сегодня педагог должен владеть навыками научно-методической и научно-исследовательской работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, организации познавательной деятельности учащихся, развития их творческой активности, обучения приемам научно обоснованной организации умственного труда. Деятельность такого преподавателя предусматривает индивидуальный творческий подход. Следовательно, на первый план выступает задача развития и укрепления творческого потенциала педагогического коллектива колледжа, повышение профессионально-педагогического уровня преподавателя, создание условий для его личностного и профессионального роста. Педагог – он всегда ученик.
В нашем колледже отлажена и эффективно действует система повышения квалификации преподавателей. Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:
обучение на специализированных курсах повышения квалификации;
обучение в Школе начинающего преподавателя;
обучение в аспирантуре;
обучение в вузах для получения второго высшего образования;
стажировка на предприятиях и учреждениях;
участие в работе цикловых комиссий;
участие в работе городских и  областных методических объединений;
участие в работе семинаров, конференций, форумов на различных уровнях;
участие в выставках, в том числе областных и республиканских;
организация и проведение мастер-классов, открытых учебных занятий;
систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала;
составление портфолио педагога;
обобщение и распространение опыта;
самообразование;
посещение учебных занятий своих коллег;
создание методической копилки и др.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится цикловым комиссиям колледжа. У нас их 6.
Каждая ЦК работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой колледжа («Повышение качества подготовки специалистов в условиях рыночных отношений») и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения. Темы ЦК:

 

Название темы

Название
цикловой комиссии

Ф.И.О. председателя цикловой комиссии

1.

Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов

Цикловая комиссия  общеобразовательных дисциплин

Хмурович А.В.

2.

Дидактическое обеспечение агрономических дисциплин как компонент в повышении качества подготовки специалиста

Цикловая комиссия  агрономических дисциплин

Малютина О.Н.

3.

Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности

Цикловая комиссия    зоотехнических дисциплин

Царькова Г.А.

4.

Практико-ориентированные технологии в системе профессиональной подготовки специалиста

Цикловая комиссия  ветеринарных дисциплин

Кочеткова Т.И.

5.

Компетентностно-ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки обучающихся колледжа

Цикловая комиссия  общетехнических и экономических дисциплин

Малецкая Т.В.

6.

Создание здоровьесберегающей среды в учебном процессе, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья.

Цикловая комиссия  ФК и ДП

Сплошной И.В.

            На заседаниях ЦК преподаватели делятся своими методическими находками, обмениваются опытом, получают ответы на насущные методические вопросы. Уходя с заседания, каждый педагог уносит с собой интересный материал, помогающий ему в дальнейшей работе, а главное, уносит  искру творчества. Тщательно продуманные планы работы цикловых комиссий помогают каждому преподавателю выступить на заседаниях, поделиться своей работой, т.е. быть замеченным.
Успешная работа цикловых комиссий в немалой степени зависит от квалифицированного осуществления руководства и контроля их деятельности, от оказания своевременной помощи.  Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюблённость в свою работу, самоотверженная трудовая деятельность, доброжелательность и человечность председателей цикловых комиссий вызывают искреннее уважение у  коллег. За годы работы они в совершенстве овладели искусством общения с преподавателями, уделяя особое внимание налаживанию деловых контактов, профессиональной дружбе, созданию атмосферы доброжелательных отношений. При этом, с моей стороны методическое руководство и помощь оказывается в виде консультаций, совместного планирования, инструктажа по наиболее важным психолого-педагогическим проблемам, подбора соответствующей литературы. К сожалению,  приходится наблюдать некорректное поведение отдельных преподавателей, которые, не желая вникать вглубь проблемы или вопроса, винят в предвзятости председателя ЦК, методиста, показывая свою некомпетентность и невоспитанность.
В последние годы  в ЦК проводится рейтинговый анализ, целями которого являются оценка качества работы каждого преподавателя по учебной, методической, воспитательной и общественной, научно-исследовательской и творческой деятельности. Получение результатов рейтинговой оценки позволяет каждому преподавателю объективно оценить свою работу в истекшем году, определить  недоработки по каким-либо направлениям своей деятельности и, с учетом этого, правильно спланировать свою работу на будущий год. Такая оценка положительно отражается на стремлении преподавателей к повышению своей квалификации, профессионализма, росте педагогического мастерства, а это, в свою очередь, способствует  повышению качества подготовки специалистов и росту рейтинга колледжа.
Безусловно, рейтинговая система требует совершенствования. Очень хотелось бы, чтобы  результаты рейтинговой оценки качества деятельности преподавателей ЦК стали основанием для материального и морального поощрения (размещение фотографии на Доске Почета колледжа, учет рейтинга при составлении тарификации, при переводе на более высокую по рангу должность, назначение стимулирующей надбавки к заработной плате) или взыскания.
Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Каждый преподаватель конкретизирует общую методическую тему колледжа и формулирует свою тему самообразования.
Как показывает практика, далеко не все преподаватели способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Многие нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Некоторые преподаватели вместо аналитического отчета представляют  перечень выполненных работ.
Результатом  работы по самообразованию принято считать выступления на заседаниях ЦК, участие в информационно-методической  выставке в конце учебного года. Добросовестное отношение к разработке  методического обеспечения дисциплин в прошедшем учебном году продемонстрировали преподаватели: Барышева Л.И.,  Игнатенко Т.В., Макаренко И.С.,  Солдатенкова  О.Г., Карась А.В., Журова Е.В., Ген А.М., Кочеткова Т.И., Карамалак Н.П. Они  получили денежное (пусть и небольшое) вознаграждение за свою работу. Однако следует отметить значительное снижение качественного уровня методической продукции преподавателей. На выставку поступают откровенно слабые материалы, не востребованные ни самим автором, ни его коллегами.
Как  правило, в ходе работы над темой самообразования педагог приобретает положительный опыт. Поэтому руководство самообразованием тесно связываю с обобщением и распространением опыта преподавателей. В прошедшем учебном году обобщение опыта представили  педагоги: Малецкая Т.В., Пискунова И.Ф., Коржевский А.В., Голуб В.В.
Открытые учебные занятия, взаимное посещение занятий – также являются формами повышения педагогического мастерства. У открытого учебного занятия  есть сторонники и противники. И каждая группа находит свои аргументы “за” и “против”. Это вполне естественно, так как любое действие или явление имеет свои позитивные и негативные стороны. Часть преподавателей  относятся к отрытым занятиям отрицательно, выделяя, прежде всего показной характер этих занятий. Другие преподаватели признают пользу открытых занятий, характеризуя их как лабораторию педагогического опыта, профессионального обмена мнениями. Через открытые занятия преподаватель может познакомиться с новаторскими приемами, с новыми методическими находками, с проблемами, над которыми работают коллеги, и, в конце концов, он может сверить свою работу с работой других преподавателей.  Открытое занятие –  окно в этот огромный и меняющийся мир, мир творчества и профессионализма. Открытых занятий в истекшем учебном году было проведено 14. На довольно высоком уровне прошли  занятия у преподавателей: Куколкиной Л.В., Мурашко А.О., Карелиной И.А., Жданович Г.Н., Карамалак Н.П. и др.
Любому преподавателю хочется стать значимой фигурой. Значимый педагог сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, необходимо практическое овладение всеми видами педагогической культуры. Чтобы сделать процесс обучения эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении, которые успешно применяют преподаватели: Жданович Г.Н., Царькова Г.А.,  Исаченко И.Н.,  Хмурович А.В., Мурашко А.О., Макаренко И.С., Мурашевич О.А., Солдатенкова О.Г., Малецкая Т.В., Кралько Л.В., Кочеткова Т.И., Журавская Н.С., Лазарева С.С., Баранова Л.М. Учебные занятия у этих преподавателей грамотны, динамичны, разнообразны по форме, интересны по содержанию, эффективны. К большому огорчению, отдельные преподаватели вместо объяснения нового материала дают учащимся распечатки лекции для переписывания. Напоминаю педагогическое правило: на всех этапах учебного занятия должно звучать слово преподавателя! Этот вопрос находится на контроле у администрации.
Заслуживает внимания опыт организации и проведения Школы начинающего преподавателя (ШНП). На основании  диагностики выявляются запросы молодых преподавателей, составляется план, учитывающей данные запросы.   Обучение ведется по 3 модулям («Профессиональная адаптация», «Дидактика», «Личностно ориентированное образование») и предполагает ежемесячные теоретические и практические занятия.
Многие выпускники ШНП стали сегодня ведущими преподавателями, а некоторые из них возглавляют структурные подразделения, цикловые комиссии колледжа.
К работе в Школе начинающего преподавателя привлекаю квалифицированных педагогов, способных оказать  действенную методическую помощь молодым специалистам в ликвидации затруднений,  в освоении педагогической техники: Хмурович А.В., Мурашевич О.А., Макаренко И.С., Малецкую Т.В., Карась А.В., Пискунову И.Ф., Журавскую Н.С.
Привычными для преподавателей и учащихся колледжа стали такие традиционные формы внеаудиторной работы, как проведение предметных недель, олимпиад. В колледже имеется опыт проведения предметных недель,  которые позволяют как учащимся, так и педагогам дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Все проводимые мероприятия пользовались популярностью и привлекали достаточно большое число участников. Замечательные мероприятия в истекшем учебном году провели: Кочеткова Т.И., Баранова Л.М., Мурашко О.В., Николаенко Т.С., Журовова Е.В., Голуб В.В., Журавлева С.Ф., Ананенко Т.В., Семашко В.А.
Специфика нашего колледжа, как и любого профессионального учебного заведения, заключается в том, что педагогов с базовым педагогическим образованием у нас сравнительно немного. Чтобы восполнить этот пробел ежегодно организуются  методические семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег. В последние годы обучающие семинары успешно проходят на базе цикловых комиссий. Несомненно то, что опыт, приобретенный на семинарах по повышению квалификации, конференциях и выставках, способствует формированию профессиональной компетентности педагогов. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, творческий подход к ней и осуществление авторских поисков смогли продемонстрировать наши педагоги: Николаенко Т.С., Карась А.В., Голуб В.В., Островец Л.М., Хмурович А.В., Мурашевич О.А., Барышева Л.И., Макаренко И.С., Солдатенкова О.Г.   и др. Однако не могу не отметить систематическое  неприсутствие на данных методических мероприятиях некоторых преподавателей. Более подробную информацию о посещении открытых мероприятий можно получить из циклограммы у председателей ЦК.
Плодотворным является многолетнее сотрудничество с  Республиканским институтом профессионального образования, Республиканским институтом инновационных технологий, Учебно-методическим центром Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, Республиканским институтом высшей школы.
Важную роль в работе научно-методической службы школы играет методический кабинет, цель которого состоит в оказании методической и практической помощи педагогу. В соответствии с требованиями времени и в связи с освоением компьютерных технологий многими педагогами стали востребованы как электронные информационные, так и методические накопительные папки.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте.
Успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности. Успех достается потом и кровью. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если, конечно, не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Пробуйте, ищите. Читайте, наблюдайте за работой коллег и делитесь собственными открытиями. Наша профессия - труд коллективный.  Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда учащийся увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А.Сухомлинский.
И в заключение, вы - лучшие уже только потому, что выбрали эту профессию. Успехов Вам, и пусть каждое занятие будет открытием прекрасного мира педагогической профессии.

Мальгина В.П., методист колледжа

 

Работа  по  совершенствованию  учебного процесса

E:\ЕВТИХОВА\ПРОФКОМ\ФОТО ПРОФКОМ\последний звонок\1\IMG_6512.JPGТема инноваций в образовании сегодня актуальна и востребована. Не остались в стороне администрация и педагогический коллектив Аграрного колледжа УО ВГАВМ. Наше учебное заведение оперативно реагирует на меняющиеся требования работодателей и социально-экономические требования современного общества.
Методическая работа в колледже направлена на повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями заказчиков, на повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, на совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества, обучения и воспитания, на широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования,  на реализацию качественного формата комплексного методического обеспечения стандартов специальности, а также на разработку, подготовку учебных электронных пособий и методических материалов.
В 2011-2012 учебном году методическая работа проводилась по единому комплексному плану, рассмотренному методическим советом и утвержденному директором колледжа.
 Единая тема методической работы - «Инновационная деятельность преподавателей в условиях обновления содержания образования». Темы самостоятельной методической работы преподавателей взаимосвязаны с единой методической темой.
 Для реализации поставленной цели решался ряд задач:
создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы колледжа;
обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;
совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
систематизация работы преподавателей по темам самообразования;
 активизация работы по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов;
активизация работы педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.
создание  условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеаудиторной  работы по учебным дисциплинам.
В колледже сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, которая включает следующие структурные элементы: педагогический совет, методический кабинет и цикловые комиссии, творческие группы и Школу начинающего специалиста, обучающие семинары-практикумы и методические конференции,  аттестацию педагогических кадров и др.
Деятельность перечисленных структур регламентируется соответствующими нормативно-правовыми (локальными) актами. Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы (индивидуальные, коллективные и групповые), что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для инноваций, творчества и мастерства каждого преподавателя, для личностной и профессиональной самореализации, что особенно характерно для наших педагогических работников.
       В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим основным направлениям деятельности:

  • деятельность  цикловых комиссий и творческих групп;
  • методическое обеспечение образовательного процесса;
  • выявление, изучение, обобщение, распространение актуального педагогического опыта;
  • обучение и профессиональное развитие педагогических кадров, повышение квалификации.

Деятельность  цикловых комиссий и творческих групп

В колледже сформировано семь цикловых комиссий. Особое внимание в работе цикловых комиссий уделялось вопросам  совершенствования форм и методов организации учебного занятия. Основные направления:

  •  владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
  •  владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;
  •  использование разнообразных структур учебного занятия в соответствии с его целями и задачами;
  •  работа над формированием навыков самостоятельной работы учащихся на учебном занятии и во внеучебное время;
  •  формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
  •  системность использования преподавателями средств технического обучения и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
  •  использование на учебном занятии учебной и дополнительной литературы;
  •  здоровьесберегающие технологии на учебном занятии.

Цикловые комиссии колледжа выполняли не только традиционные  организационные и учебно-методические функции, но и занимались обеспечением научно-методической деятельности преподавателей:  курирование и координация выбора проблем, контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов, систематическое обсуждение теоретической и практической информации, собранной педагогами по своим темам.
Преподаватели цикловой комиссии включают в свою работу:

  • развивающий характер обучения;
  • воспитывающий характер обучения;
  • сочетание доступности обучения с повышением требований к       интеллектуализации учебного труда;
  • обеспечение связи теоретического обучения с практикой;
  • реализация принципа активности и сознательности в обучении;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе.

Проанализировав работу цикловых комиссий, следует отметить, что все они работали над созданием современной системы обучения, целью которой является обеспечение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение качества подготовки  квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов.
Большое внимание уделялось формированию у учащихся навыков творческой деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей среды. В  цикловых комиссиях  проводился стартовый промежуточный и итоговый контроль по всем учебным дисциплинам. Индивидуальные занятия  были нацелены на укрепление базовых знаний, а также на расширение и углубление профессиональных знаний. Каждый преподаватель работал над своей темой по самообразованию, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях цикловой комиссии.
На высоком методическом уровне работали цикловые комиссии общеобразовательных дисциплин (председатель: Хмурович А.В.), агрономических дисциплин (председатель: Малютина О.Н.), ветеринарных дисциплин (председатель: Николаенко И.Н.).
Целенаправленно велась работа  по освоению преподавателями современных методик и технологий обучения. Преподаватели колледжа самостоятельно выбирали средства и методы обучения, которые содействовали обеспечению высокого качества образовательного процесса, исходя из традиционных методов обучения. Главным условием при выборе технологий, форм, средств и методов обучения являлось требование максимальной активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. В образовательном процессе колледжа активно использовались инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированные; игровые технологии; проблемно-развивающие технологии; технологии обучения в сотрудничестве; проектные технологии; здоровьесберегающие , информационные технологии  и др.
Наблюдая за деятельностью учащихся на занятиях, можно сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов обучения оказывает положительное влияние на активизацию их творческих способностей.
Посещенные учебные занятия показали, что подавляющее большинство преподавателей:

  • формируют у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни,  ставят цели развития профессиональных качеств учащихся на учебном занятии и реализуют их посредством учебной дисциплины;
  •  уверенно, профессионально владеют технологией учебных занятий по уровневой дифференциации с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  •  используют динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации и др.);

 Одной из  причин того, что не каждое учебное занятие достигало поставленных целей – ухудшение уровня базовых знаний обучающихся на некоторых специальностях  ввиду невысокого конкурса или набора на внебюджетной основе, вторая – явно недостаточная оснащенность кабинетов, особенно компьютерного обеспечения. Подавляющее число кабинетов не отвечают современным требованиям.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Центром организационно-педагогической, информационно-аналитической и методической работы в колледже является методический кабинет. В методическом кабинете сосредоточена вся учебно-планирующая, нормативно-правовая документация, обеспечивающая продуктивность осуществления образовательной и профессиональной деятельности, печатная продукция педагогов, аналитическая документация, электронная база педагогического опыта. Каждым педагогом создано Портфолио, отражающее вершины достижений практической деятельности.
Преподаватели обеспечены материалами, необходимыми в их постоянном труде: методическими рекомендациями,  памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. Под руководством заместителя директора по учебной работе, методиста и при непосредственном участии председателей цикловых комиссий разработаны и реализуются образовательные программы по всем учебным дисциплинам и специальностям. Создание учебно-программной документации мобилизует преподавателей колледжа на ежегодный ее пересмотр и внесение необходимых поправок и дополнений, обеспечивающих совершенствование содержания образования
Методическое обеспечение образовательного процесса носит комплексный характер. По всем дисциплинам имеются учебно-методические комплексы, представляющие собой систему нормативных документов и методических материалов, обеспечивающих различные виды деятельности преподавателя и учащегося на занятии и вне его.     Преподаватели колледжа не стоят на месте в постижении инновационных технологий: 70% преподавателей владеют компьютерными технологиями.
Преподаватели и мастера производственного обучения имеют различного вида разработки электронных образовательных ресурсов: электронный дидактический материал – тесты, кроссворды; мультимедийные презентации к отдельным темам учебных занятий, внеаудиторных и воспитательных мероприятий; дидактические игры, электронные элементы комплексного методического обеспечения дисциплин.
По всем дисциплинам разработаны задания для самостоятельной работы учащихся, по приобретению знаний, развитию умений и навыков. В них содержатся материалы, задания, ориентирующие учащихся самостоятельно мыслить, формировать новые идеи, грамотно работать с информацией. Задания составляются в виде вопросов для самоконтроля, алгоритмов решения задач и заданий по темам, тестов, рефератов, таблиц, схем, вопросов к зачету. В ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы составляются сообщения, доклады, рефераты, выполняются различные упражнения, письменные работы.
Разрабатываются письменные консультации по темам и в целом по дисциплинам, которые отражают методику их изучения с определением опорных вопросов, ключевых понятий, рекомендуемых приемов самостоятельной отработки вопросов, способов самоконтроля.
Большое внимание уделяется подготовке преподавателей к разработке лекционного материала, работе с нормативной документацией.
Средствами, помогающими преподавателям эффективно организовывать работу учащихся, являются обращение к реальной жизни, дополнительная литература, наглядные пособия. Поэтому в колледже продолжается работа по созданию наглядных пособий.
С целью реализации требований учебного процесса большое внимание уделяется разработке и использованию заданий для практических занятий. Задания для практических работ обновляются и пополняются с использованием данных действующих хозяйств и предприятий.
Из разработанных преподавателями колледжа материалов лучшими можно назвать следующие: «Учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по кормлению сельскохозяйственных животных для учащихся 2-го курса отделения «Ветеринарная медицина» (Новикова Л.В.), методическая разработка на тему: «Применение игровых технологий на занятиях по дисциплине «Частная зоотехния» с целью активизации самостоятельной деятельности и развития творческих способностей учащихся» (Островец Л.М.), методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий обучения в учебном процессе» (Исаченко И.Н.), методическая разработка на тему: «Формирование интереса к дисциплине «Внутренние незаразные болезни» и развитие любознательности учащихся с использованием игровых технологий» (Журавская Н.С.), методическая разработка на тему: «Практико-ориентированный подход при проведении учебных практик по дисциплине «Акушерство, гинекология и биотехника размножения сельскохозяйственных животных» (Кочеткова Т.И.), методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий при изучении дисциплины «Фармакология» (Николаенко И.Н.),  методическая разработка на тему: «Реализация дидактического принципа обучения ботанике через наглядность» (Голуб В.В.), «Проблемно-практические задания, используемые на занятиях по дисциплине: «Охрана окружающей среды и энергосбережение» для специальностей 2-740201 «Агрономия», 2-740301 «Зоотехния», 2-740302 «Ветеринарная медицина» (Карась А.В.), методическая разработка на тему: «Паглыбленне і пашырэнне сувязей літаратурнай адукацыі з духоўнай культурай народа як сродак выхавання нацыянальнай самасвядомасці навучэнцаў» (Барышева Л.И.), методическая разработка на тему: «Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся на занятиях физики и во внеаудиторной работе» (Солдатенкова О.Г.), методическая разработка на тему: «Формирование культуры речи на занятиях русского языка» (Игнатенко Т.В.), учебно-методическое пособие «Практические рекомендации по вождению автомобиля» (Нестеров М.А.), учебное пособие «Правила дорожного движения» (Нестеров М.А.), методическая разработка на тему: «Интерактивные методы обучения в технологии развития критического мышления» (Макаренко И.С.) и др.

Выявление, изучение, обобщение, распространение актуального педагогического опыта

Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, т. е. то, что обычно называют творческой лабораторией преподавателя.
Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает преподавателей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый педагог. Он может быть изучен и использован в колледже с помощью различных форм методической работы.
Показателями передового опыта преподавателей колледжа являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.
В течение года изучался и был обобщен опыт работы преподавателей и кураторов учебных групп:

  • Коржевский А.В. «Краеведение как средство образование и воспитание».
  • Голуб В.В.: «Внеаудиторная работа как средство развития познавательной активности учащихся».
  • Пискунова И.Ф.:  «Методы и формы контроля знаний по дисциплине «Свиноводство и технология производства свинины».
  • Малецкая Т.В.: «Организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной подготовки учащихся в процессе преподавания экономических дисциплин».

На базе нашего колледжа были проведены открытые заседания городских методических объединений преподавателей русского и белорусского языков и литературы, преподавателей допризывной подготовки, преподавателей информатики учреждений Витебской области, обеспечивающих получение среднего специального образования. Вышеуказанные мероприятия получили высокую оценку со стороны коллег.
Новые возможности для обмена опытом открыло виртуальное общение. Постоянное неформальное общение с педагогами на различных  сайтах, участие в форумах позволяет получить ответы на многие вопросы, связанные с внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения.

Обучение и профессиональное развитие педагогических кадров, повышение квалификации

Наш коллектив всегда отличало стремление к новому, творческому. В условиях инновационной деятельности актуальна проблема развития профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, повышения педагогического мастерства, становления педагога-исследователя. Решению данной задачи способствуют традиционные и инновационные формы организации повышения квалификации: профессиональная переподготовка, стажировка на производстве, аспирантура, проблемные семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, система педагогических советов, работа в цикловых комиссиях, работа по  самообразованию,  открытые учебные занятия и воспитательные мероприятия, методические выставки, недели цикловых комиссий, работа Школы начинающего преподавателя, консультационная  работа с отдельными педагогами или группой педагогов и т.д. Следовательно, такая работа увеличивает продуктивность деятельности коллектива.
Прошедший учебный год был посвящен повышению компетентности преподавателя по проблеме современного учебного занятия. Анализ результатов вывел педагогический коллектив на следующую проблему, а именно: проблему совершенствования знаний в области педагогических технологий. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями педагогов продолжает сохраняться серьезный разрыв. Преодолеть этот разрыв можно средствами повышения квалификации педагога, которую принято называть методической культурой.

Работа над темой самообразования

Самообразование педагогов пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом, к тому же в современных условиях является одним из основных способов повышения квалификации.
Каждый педагог колледжа работает над темой самообразования.  Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. В начале года каждый преподаватель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с председателем цикловой комиссии, который корректирует ее. В течение года педагог собирает в копилку теоретическую информацию.
В первом учебном полугодии на заседаниях цикловых комиссий прошли отчеты по темам самообразования в форме «круглого стола», на которых каждый педагог получил рекомендации для дальнейшей работы по своей теме. В мае все работы сданы на рецензирование председателю цикловой комиссии. В июне все педагоги сдали доработанный материал по теме самообразования методисту.
Профессиональное обучение с целью повышения квалификации стало источником новых знаний и общения с коллегами. Оно позволило преподавателям и мастерам производственного обучения расширить локальные рамки своей работы и поставить ее на более высокий уровень.
Проблемы: темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку. Педагогам были предложены памятки по составлению плана и аналитического отчета  по теме самообразования.
На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования педагогических работников колледжа определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов. Составлен перспективный план повышения квалификации до 2015 года. В колледже создана система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года. Отслеживается эффективность курсовой подготовки. Эффективность подтверждается разработкой типовых учебных программ, методических рекомендаций, а также публикациями преподавателей колледжа.
Проводится курсовая подготовка педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе.
Проблемы: не все педагоги представляют в методический кабинет материалы прослушанных курсов и  знакомят с ними своих коллег на заседаниях цикловых комиссий.

Научно-методические семинары

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными преподавателями. Уровень профессиональной грамотности  педагогов значительно возрос  за последние 4 года,  благодаря  активному  участию в научно-методических семинарах. Все семинары связаны с методической темой колледжа и имеют как теоретическую, так и практическую направленность: формирование положительной мотивации у педагогов, достижение высоких результатов деятельности, самоорганизация, проектирование себя как творческой личности.
За истекший учебный год проведены такие семинары, как: «Воспитательный потенциал учебного занятия», «Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса», «Работа с книгой», «Деловая игра как один из видов игровой технологии», «Моделирование  практического обучения преподавателями агрономических дисциплин и его роль в овладении учащимися профессиональными знаниями и навыками». Педагогическое мастерство и высокий профессионализм продемонстрировали преподаватели: Хмурович А.В., Мурашевич О.А., Барышева Л.И., Макаренко И.С., Солдатенкова О.Г.,  Николаенко Т.С., Новикова Л.В., Карась А.В. и др.
Ценность семинаров заключается в том, что преподаватели самостоятельно прорабатывают педагогическую литературу по обсуждаемой проблеме, анализируют собственный опыт. Обработанные материалы участники семинара-практикума оформляют в виде рефератов или докладов.
Участие преподавателей в научно-методических семинарах способствует ознакомлению с современными научными достижениями, с новыми технологиями обучения, что помогает им осмыслить собственный опыт учебно-воспитательной работы, приобщиться к научно-поисковой работе, повысить свой интеллектуальный и творческий потенциал, выбрать и формулировать стратегию самообразования, технику ее осуществления.

Открытые учебные занятия

Практически все формы методической работы в колледже прямо или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые учебные занятия ничем не заменимы, и потому их значение в системе форм методической деятельности колледжа исключительно велико.
График открытых учебных занятий как результатов работы преподавателей в рамках избранных проблем  был составлен  по предложениям цикловых комиссий.
На высоком научно-методическом уровне прошли открытые учебные занятия и воспитательные часы с применением электронных презентаций у преподавателей: Мурашко А.О., Карелиной И.А., Куколкиной Л.В., Жданович Г.Н., Ахтаниной М.Э., Карамалак Н.П., Лазаревой С.С., Исаченко И.Н. и др.
Для открытых занятий, проводимых с целью повышения квалификации приглашенных преподавателей, отбиралось зрелое новшество, разработанное во всех тонких технологических деталях, обязательно тщательно и всесторонне научно обоснованное, сначала апробированное в режиме эксперимента и показавшее свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками. Основываясь на отзывы об открытых учебных занятиях, можно сказать, что в колледже  работают педагоги, которые не просто формально выполняют свою работу, но и «сердце отдают детям».
Проблема: общим недостатком большинства открытых учебных занятий является их перегруженность.


Проведение Недель цикловых комиссий

Активно использовалась коллективом колледжа такая форма повышения педагогического мастерства как проведение Недель цикловых комиссий, которые позволили как учащимся, так и преподавателям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В истекшем учебном году проведено 4 недели цикловых комиссий (ветеринарных, зоотехнических, агрономических дисциплин, физической культуры и спорта). Анализ проведенных недель цикловых комиссий подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития Недели, можно увидеть, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Учащиеся демонстрируют навыки коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру, где учебные занятия и Неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.
Многие преподаватели в ходе Недель проявили хорошие организаторские способности, умение создать праздничную атмосферу: Кочеткова Т.И., Баранова Л.М., Карамалак Н.П., Мурашко О.В., Николаенко Т.С., Николаенко И.Н., Царькова Г.А., Журова Е.В., Голуб В.В.  Учащиеся показали хорошие знания, умение применять знания в различных ситуациях. Проведение подобных мероприятий способствовало формированию целостного взгляда на мир и человека с помощью объединения и взаимодействия различных учебных дисциплин.

Выставки

Педагогический коллектив колледжа принял активное участие в выставке научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках международной научно-практической конференции «Роль непрерывного образования и вузовской науки в инновационном развитии АПК» (на базе УО БГАТУ).
В прошедшем учебном году педагогический коллектив стремился расширить благоприятные условия для реализации творческого потенциала учащихся путем вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность и при помощи использования в обучении технологий и методов,  стимулирующих диалогичность обучения.

Аттестация педагогических кадров

Одним из главных вопросов системы работы повышения педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности преподавателя. Педагоги колледжа успешно проходят аттестацию и повышают или подтверждают свой профессиональный статус.
В 2011-2012 учебном году подали документы на повышение квалификационной категории 6 педагогов колледжа, прошли аттестацию – 4 преподавателя, в т.ч.: высшую категорию получил 1 педагог, первую - 1, вторую - 2. В качестве форм аттестации педагогическими работниками колледжа были выбраны творческий отчет, подготовка электронного Портфолио и проведение открытых занятий. Оформление творческих отчетов проводилось с учетом требований и затруднений не вызвало. На хорошем уровне прошла защита творческих работ всех аттестуемых. Все педагоги грамотно оформили теоретическую часть творческого отчета, раскрыли цели и задачи своей педагогической деятельности, представили диагностику. Практическая часть творческих отчетов представлена в виде дидактических пособий, методических разработок. Наиболее содержательным, ярким, с показом презентации были выступления Карелиной И.А. при аттестации на высшую категорию, Мурашко А.О. при аттестации на первую категорию.
Проблемы: в первую очередь, проблемы носят психологический характер: неадекватная самооценка, как заниженная, так и завышенная, синдром эмоционального выгорания и др. Эти проблемы решаются во взаимодействии с психологом колледжа.


Научно-исследовательская работа педагогов и учащихся

Одним из приоритетных направлений в организации методической работы в колледже является вовлечение педагогов в исследовательскую деятельность.
Колледж сегодня решает задачи по активизации профессиональной адаптации личности, формированию профессиональной мобильности в условиях наукоемкого высокотехнологичного производства. Ведь работа будущих специалистов сельскохозяйственного производства в конкурентной среде требует выработки навыков опытной работы. Кабинеты и лаборатории специальных дисциплин ежегодно определяют темы опытной работы и ведут ее с привлечением учащихся. На итоговой конференции, которая прошла в мае 2012 года, были заслушаны материалы лучших опытных работ учащихся, выполненных под руководством  преподавателей колледжа: Исаченко Л.М., Островец Л.М., Журовой Е.В., Малютиной О.Н., Карась А.В., Голуб В.В., Карамалак Н.П., Барановой Л.М.
Многолетний опыт участия  в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня показывает, что введение исследовательских элементов в различные формы учебной деятельности, включение учащихся в многообразные виды деятельности способствуют формированию у них интеллектуальной, познавательной активности, является эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов. Так, преподаватели и учащиеся колледжа приняли активное участие во 2-й областной научно-практической конференции «Шаг в науку» среди учащихся и преподавателей учреждений среднего специального образования. Исследовательские работы Кочетковой Т.И., Коржевского А.В. получили высокую оценку со стороны участников конференции.
Преподаватели колледжа являются авторами монографий, публикаций, типовых программ, рецензий.  В прошедшем учебном году подготовлены к изданию следующие материалы: типовая программа по фитофармакологии (Николаенко И.Н., Николаенко Т.С.), тестовые задания по фармакологии для учащихся средних специальных заведений аграрного профиля (Николаенко И.Н., Николаенко Т.С.), рецензия на учебник “Почвоведение, земледелие и мелиорация” для ССУЗов авторов Прокоповича В.Н. и Дудук А.А. (Жданович Г.Н.)  В соавторстве  с Медведским А.В, и Ильянковым С.Г. преподавателем Карась А.В. изданы две статьи: “Материалы международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы приграничных районов Беларуси и Российской федерации” и “Материалы международной научно-практической конференции “Новые направления в решении проблем АПК на основе современных ресурсосберегающих инновационных технологий”.
Печатные работы подтверждают стремление творчески работающих педагогов открыто делиться с коллегами своими педагогическими находками и достижениями, отражают высокий профессиональный и методический уровень, стимулируют к дальнейшему творческому поиску, педагогическому самосовершенствованию, расширению спектра инновационной деятельности.
Велась работа по углублению знаний учащихся при подготовке к республиканским олимпиадам профессионального мастерства. Команды Аграрного колледжа заняли:
2-е место по специальности “Ветеринарная медицина”;
5-е место по специальности “Агрономия”;
4-е место по специальности “Зоотехния”.


Работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами

В колледже работает Школа начинающего преподавателя. В 2011-2012 учебном году слушателями Школы было 7 человек. Основными задачами Школы молодого педагога являются: создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности; оказание помощи в изучении и творческом внедрении в учебно- воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта; предупреждение типичных ошибок и затруднений в организации образовательного процесса, поиск возможных путей их преодоления; формирование потребности в непрерывном самообразовании. За всеми молодыми преподавателями закреплены наставники. В Школе значительное внимание уделялось такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Молодые педагоги получали конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов учебных занятий, рекомендации. Занятия в Школе начинающего преподавателя проводились в формах семинаров-консультаций, круглых столов, педагогического манежа (выступление по теме на выбор) и др.
Молодой специалист получал помощь не только от наставника, методиста, но и  от руководителя цикловой комиссии, заместителя директора, психолога, опытных преподавателей, кураторов. Открытые учебные занятия, которые проводили опытные  педагоги по разным учебным дисциплинам, давали возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на учебных занятиях. Поэтому, планируя открытые учебные занятия, учитывались пожелания молодых педагогов относительно проведения разных типов учебных занятий, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений как дифференцированный подход в обучении, интерактивные формы и методы обучения, нестандартные ситуации на учебных занятиях и др.
Каждый начинающий преподаватель с первых дней своей педагогической деятельности  вместе со своим наставником готовит Портфолио, которое  постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» преподавателя.
Однако у молодых педагогов существуют проблемы, над которыми надо работать:  зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой преподаватель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с учащимися; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит; не всегда начинающий преподаватель может рационально выбрать  тип учебного занятия, его структуру, правильно определить цели (учебную, воспитательную, развивающую), объединить разные формы коллективной и индивидуальной работы.
В рамках Школы молодого преподавателя реализуется целый комплекс мер в контексте профессионального становления молодых преподавателей, однако методический кабинет намерен более активно внедрять  качественно  новые подходы к организации работы Школы начинающих  преподавателей.


Выводы

Анализ результатов научно-методической деятельности  за истекший год позволяет сделать вывод, что основой научно-методической деятельности в колледже является:

  • проблемно-ориентированный анализ и самоанализ;
  • научно-педагогическое исследование – разработка концепции педагогического труда;
  • локальные (прикладные) исследования;
  • творчество;
  • диалогическое общение.

       Активная позиция педагогов, их заинтересованность в совершенствовании собственной деятельности, применение новых технологий в обучении и воспитании, профессиональный интерес к результатам учащегося является гарантией дальнейшего развития учебно-воспитательной системы колледжа. Усовершенствованная система методической работы дала свои результаты: в колледже создана атмосфера сотрудничества среди членов педагогического коллектива, наблюдается развитие личностного опыта преподавателя, его субъективности, рост профессионализма, совершенствование методического мастерства, формирование методологической компетентности.  Достижения педагогов и обучающихся занимают достойное место в республике. В конечном итоге – повышение качества образования. 
Вместе с тем проводимая научно-методическая работа выявила ряд недостатков. Необходимо:
-  систематизировать работу по обобщению опыта педагогов колледжа;
- активизировать работу педагогов по подготовке материалов к публикациям, выпуску методических и дидактических пособий;
- активизировать работу педагогов и учащихся по участию в мероприятиях областного и республиканского уровней.


Задачи на 2012/2013 учебный год

Потребности среднего профессионального образования диктуют заказ на специалиста, способного к проектированию собственной профессиональной деятельности в зависимости от выбранной специальности и требований рынка труда. Задача педагогического коллектива – обеспечить профессиональную подготовку и социализацию выпускника, сформировать потребность в творческом подходе к решению различных жизненных и профессиональных проблем. Большую роль в этом играют инновации в образовании.
Результаты инновационной деятельности способствуют созданию имиджа колледжа. Коллектив Аграрного колледжа УО ВГАВМ за инновации.

Методист: Мальгина В.П.

.

 

О КОЛЛЕДЖЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

АБИТУРИЕНТУ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
БИБЛИОТЕКА
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Президент Республики Беларусь

GISMETEO: Погода по г.Витебск

Счетчик посещений с 1 февраля 2014г